Выбор винта для лодочного мотора

Как подобрать винт на лодочный мотор? Этом вопрос волнует многих, кто купил лодку с мотором. Делать это необходимо, так как от правильного выбора винта зависит очень многое. Если он подобран верно, то получится:

Хотите ловить много рыбы? Настоятельно рекомендую прочитать эту очень полезную статью >>
  • Снизить расход топлива;
  • Уменьшить шум и уровень вибраций;
  • Обеспечить продолжительность жизни лодочного двигателя;
  • Добиться отличного выхода лодки на глиссирование;
  • Повысить скорость, увеличить грузоподъемность плавсредства.

Разновидности

Для выбора и приобретения наиболее подходящего гребного винта первоначально следует разобраться в существующих классификациях. Имеется множество различных критериев для их деления, самые значимые из них рассмотрены ниже:

  • Показатель расстояния, которое винт способен преодолеть при совершении одного оборота. Данный критерий называется шагом, скольжение при этом не учитывается.
  • Диаметр – это крайние точки окружности, которая создается при вращении лопастей.
  • Соотношение общей площади всех лопастей и площади диаметра, данный критерий обычно называют дисковым отношением.
  • Число лопастей, которое может составлять 2, 3, 4 или 5 штук в зависимости от особенностей конструкции выбранной модели. На сегодняшний день наиболее распространены трехлопастные варианты.
  • Материал, который использовался для изготовления. Чаще всего встречаются модели из различных алюминиевых сплавов, углеродистой стали, латуни, нержавеющей стали или пластика. Меньшей популярностью пользуются бронзовые устройства, поскольку они отличаются слишком высокой стоимостью при отсутствии видимых преимуществ перед аналогами из латуни. Пластиковые модели изготавливаются из современного и прочного материала, но металлические варианты все равно остаются более надежными и отличаются длительным эксплуатационным сроком.
  • Особенности конструкции ступицы, от которых также зависит способ выведения выхлопов.

Маркировка


На каждом гребном винте обязательно присутствует специальная маркировка, которая может быть нанесена на его лопасти или непосредственно на ступицы; все размеры указываются в дюймах.

Маркирование устройств на сегодняшний день осуществляется разными способами, наиболее распространенные примеры приведены ниже:

  • 1¼х15–G – в данном примере имеется два числовых значения, они обозначают показатели диаметра лопастей и шага устройства.
  • 3х10-3/8х11R – является более детализированной маркировкой, которая показывает, что устройство оснащено тремя лопастями и обладает правосторонним вращением.
  • 3213-101-14 – является каталожной маркировкой, расшифровка артикулов должна присутствовать в прилагаемой инструкции или на упаковке.

Гребной винт

Делаем расчеты

На сегодняшний день существует большое количество различного программного обеспечения, которое позволяет рассчитывать оптимальные параметры гребного винта с учетом задаваемых показателей.

Считается, что наиболее точным расчеты формируются программами, которые для этих целей задействуют диаграммы Пампеля. Однако даже в таком случае допускаются погрешности, поэтому окончательный подбор показателей осуществляется только путем тестовых заводов.

Для получения наиболее точных расчетов необходимо учитывать следующие значимые факторы:

  • Размеры и вес плавательного средства.
  • Особенности формы днища моторной лодки.
  • Объем воды, который вытесняется лодкой.
  • Наличие продольных или поперечных реданов, снижающих сопротивление.
  • Рабочие показатели двигателя.
  • Показатели редукции.

Основная задача заключается в получении навыка осуществлять максимально точные расчеты при наличии минимального объема информации. Для этого потребуется располагать следующими сведениями:

  • Передаточное отношение редуктора, которое можно посмотреть в документации, прилагаемой к двигателю.
  • Обороты максимальной мощности мотора. Эти сведения наносятся непосредственно на двигатель или в моторном отсеке, при их отсутствии данную информацию можно уточнить у производителя или посмотреть на его официальном сайте.
  • Максимальная скорость, которую предполагается достичь. Необходимо приводить реальные показатели, которые можно получить при сопоставлении мощности двигателя и особенностей лодки.

Для расчета шага обычно используется следующая формула:

(750х (желаемая максимальная скорость)) / количество оборотов вала.

Для точного подбора устройства полученный показатель шага необходимо использовать следующим образом:

  • Диаметр устройства и ее шаг являются взаимосвязанными показателями, но даже при известном шаге будет присутствовать около 2-3 моделей с различными диаметрами. Здесь необходимо учитывать максимально разрешенную мощность двигателя: чем она выше, тем больше должен быть диаметр винта.
  • При наличии возможности рекомендуется попросить продавца провести тестовые испытания или взять под залог винт с шагом, который соответствует не только рассчитанному показателю, но и близкими к нему значениями. Это позволит на практике проверить правильность расчетов путем замеров скорости и выбрать наиболее подходящий вариант.

Гребной винт

Производители (оригинальные и неоригинальные винты)

3

Тут формула проста «оригинальный винт = цена», т. е. цены на оригинал дороже.
Производством гребных винтов занимаются все производители моторов. Но вот Honda до недавнего времени на свои моторы ставила винты компании Michigan, а сейчас уже ставит Solas. И компания Tohatsu на некоторые свои модели лодочных моторов ставит винты Solas. Все производители лодочных моторов рекомендуют ставить на свои моторы именно оригинальные гребные винты.
На российском рынке много производителей винтов, но самые распространенные это Solas и Michigan.

Компания Michigan производит винты уже более 100 лет. И является крупнейшим и одним из самых авторитетных производителей. В основном они занимаются производством точных копий оригинальных винтов всех производителей моторов. Но у них есть и свои собственные разработки, которые, так или иначе, улучшают характеристики мотора.

Компания Solas делает гребные винты, которые можно приспособить для любых моторов. Стремление удешевить производство. Все винты Solas — это их собственная разработка. Мы бы назвали Solas — универсальные гребные винты для лодочных моторов.

Правила выбора

Критерии выбора

Помимо рассчитанных показателей существует еще большое количество особенностей, на которые необходимо обратить внимание при выборе гребного винта:

  • Число лопастей будет оказывать влияние в первую очередь на ходовые качества. Рекомендуется выбирать трехлопастные модели, варианты с 2 или 5 лопастями фактически не используются. Устройства, оснащенные 4 лопастями, применяются при наличии необходимости тяги. Их задействование является целесообразным при нужде в повышенной грузоподъемности, если особенности редуктора не позволяют увеличить винтовой диаметр.
  • Форма лопастей также должна быть подобрана правильно, здесь в первую очередь учитывается, что модели с увеличенной кривизной ускоряют кавитацию. К тому же передние кромки не должны быть слишком острыми, это негативно сказывается на рабочих параметрах.
  • Особое внимание необходимо уделить и материалу гребного винта. Наиболее надежными, прочными и долговечными считаются модели, изготовленные из нержавеющей стали нового поколения. Однако для лодок, оснащенных двигателями с малой мощностью, особенно при их использовании в пресных водоемах, подойдет и устройства, изготовленные из алюминиево-кремниевых или алюминиево-магниевых металлических сплавов.

Гребной винт

Как определить подходит ли винт

Понять, подходит ли имеющийся гребной винт, можно сняв замеры оборотов при максимальных и минимальных нагрузках, показатель должен при этом находиться в рамках, определенных производителем.

Ниже приводятся конкретные примеры соответствия и несоответствия выбранных устройств:

  • При минимальных нагрузках двигатель показывает количество оборотов, заявленное производителем; при максимальных нагрузках не наблюдается серьезного сопротивления движения, имеется возможность выйти на глиссирование. Это свидетельствует об универсальность гребного винта, он был подобран правильно.
  • Ни при каких нагрузках двигатель не выдает заявленное количество оборотов, возникают проблемы при выходе на глиссирование. Подобная ситуация наглядно демонстрирует, что был выбран винт со слишком большим показателем шага.
  • Возникают перекруты: мотор совершает слишком большое количество оборотов, превышая показатели, установленные производителем; при этом скорость лодки далека от максимального предела. Это свидетельствует, что требуется винт с более высоким показателем шага.
  • Правильно подобранный грузовой винт позволит без особых проблем выходить на глиссирование даже при полной загрузке плавательного средства, небольшая потеря скорости в данной ситуации является нормальным явлением.
  • Максимальные показатели оборотов двигателя и скорости лодки достигаются только при незначительной загрузке плавательного средства и нахождении гидроподъема в верхнем положении, подобные ситуации наблюдаются при установке скоростных винтов.

Гребной винт

Защита для гребного винта

Особенности в работе винта

Если случилось так, что в паспорте од данные, а ваш мотор, развивает совсем другие обороты, то корректировать эту ситуацию можно с помощью винта.

Если развиваемые обороты существенно ниже тех, что указаны в паспорте — нужно укоротить шаг винта. Один дюйм уменьшения приведет к повышению на двести оборотов.

Если же обороты выше паспортных — нужно удлинить шаг винта, внимая ранеесказаное.

Так же интересно: Характеристики лодочных моторов Хидея (Hidea)

Когда стоит задача более быстрого выхода на гидропланирвание, либо уменьшение скорости скольжения:

  • Выбирайте четырёхлопастный винт, это приведет к снижению оборотов двигателя
  • Чем больше винт в диаметре — тем обороты двигателя меньше. Но стоит учитывать, что лодка должна быть достаточно мощной.
  • Для более успешного старта стоит выбрать вентилируемый винт.

Для получения наивысшей скорости:

  • Уместным будет использование вентилируемых полированных винтов из нержавеющих материалов. Стоит учитывать, что при этом имеется возможность подъёма оборотов.
  • На высокой скорости нужно использовать винт с высоким коэфициентом полезного дествия.

Для получения более экономичного комплекта:

  • Нужно использовать вин, шаг в котором немного больше
  • Винт из нержавеющих материалов
  • Развитый интерцептор повысит скорость при равных оборотах

На что обращать внимание при выборе?

Винт для лодочного мотора Ханкай или другой модели выбирается исходя из ряда вышеуказанных рекомендаций, к ним еще можно прибавить увод лопасти и стоимость винта. Но в любом случае наиболее важным показателем будет считаться количество оборотов двигателя, где правильно подобранный винт будет выдавать максимальную скорость и разгон при полном газе.

Какой винт лучше для лодочного мотора?

В противном случае неправильный винт будет не выдавать желаемых оборотов, которые указываются производителем лодочного мотора. Обычно улучшить ситуацию с малым разгоном помогает установка винта уменьшенного размера.

Если же вам необходима увеличенная тяга для транспортировки груза либо вы занимаетесь буксировкой других плавательных средств, выбирайте винты с увеличенным диаметром. Чтобы достичь оптимальной грузоподъемности и нормальной скорости выбирайте винты с меньшим диаметром, но увеличенным шагом. Обороты будут достигаться на достаточном уровне.

Важно: чтобы лодочный мотор безопасно и эффективно работал, нужно выбирать гребной винт с оптимальным сочетанием диаметра и шага.

  • Увеличить обороты и скорость — воспользуйтесь меньшим диаметром и большим шагом винта;
  • Увеличить тягу и снизить скорость — воспользуйтесь большим диаметром и меньшим шагом винта.

Если же вы владеете определенной моделью лодочного мотора, можете поискать рекомендации и отзывы о максимально подходящих гребных винтах.

Прочие рекомендации

  • Материал винта — лучшими винтами считаются те, которые создаются из нержавеющей стали последнего поколения. Менее слабые лодочные моторы можно оснастить винтом из сплава алюминия и кремния, также имеются алюминиево-магниевые сплавы.
  • Форма лопасти — важно учесть, что лопасти с увеличенной кривизной будут ускорять показатель кавитации. Обратите внимание на форму кромок спереди, они должны быть в меру острыми.

Подбор

Мы постараемся объяснить это все по-простому, чтобы вы поняли.

Первый и самый простой способ подбора винта — это сравнение двух-трех-четырех винтов с разными шагами и диаметром. Поочередно устанавливая их на один и тот же двигатель (при этом мотор должен работать примерно на 5000 оборотах в минуту при полностью открытой дроссельной заслонке), определяя, какой винт будет эффективнее при большой загрузке судна, а какой обеспечит высокую скорость. Этот способ отличный, но есть одно НО, где взять столько винтов для пробы. Продавцы винтов не дадут их просто так.

Для второго способа нужно: катер (лодка), лодочный мотор с винтом, и тахометр.
Необходимо определить основные параметры винта для лодочного мотора. Ими являются диаметр самого винта и его шаг. От этих параметров, учитывая мощность двигателя, зависит максимальная скорость лодки. Расстояние в дюймах, преодолеваемое винтом за один оборот, есть шаг винта лодочного мотора, он и будет главным.После того, как вы пройдете обкатку, нужно дать полный газ и посмотреть показания тахометра. Посмотрите в инструкции к лодочному мотору (они там указаны точно), какие максимальные обороты он может развить на «полном газу», при открытой заслонке дросселя.
Обороты для ПЛМ Suzuki — max 6000–6300.
Для Tohatsu, Mercury, Yamaha, Honda — max 5000–5500.
А теперь смотрим, не докручивает или перекручивает ваш мотор.
Дальше методом подбора шага или диаметра подбираем подходящий винт.

Не докручивает — убавляем шаг винта.
Перекручивает — прибавляем шаг винта.
Шаг винта — 200 оборотов.
Диаметр 1 дюйм — 500 оборотов.
Диаметр 0,5 дюймов — 250 оборотов.

Помните: при выборе винта к ПЛМ придерживайтесь определенного правила. Винты с большим шагом используйте для быстроходных легких лодок, а с меньшим шагом — для тихоходных и тяжелых. Изменение шага винта лодочного мотора является единственным способом согласовать винт с двигателем и с лодкой.

Алюминиевые винты идеальны для тех, кто считает свои деньги, максимальные обороты менее важны, чем экономичная (крейсерская) скорость хода, на которой оба материала ведут себя примерно одинаково.

Винты из полированной нержавеющей стали — лучший выбор, когда, прежде всего, нужны прочность и эффективность. Поскольку стальные винты в семь раз прочнее алюминиевых, то изготовители могут делать винты значительно тоньше без ущерба для их прочности и жесткости.

Если мотор выходит на максимальные обороты при полном газе и при обычной загрузке, то винт, скорее всего, выбран правильно.

Искренне ваш,
коллектив «Море лодок»

Выбор винта для лодочного мотора

Виды винтов

Прежде чем приступать к выбору и покупать винт, стоит разобраться в классификациях винтов, их видах.

В продаже можно встретить варианты, изготовленные из различных материалов: алюминия, стали, бронзы, пластика и сплавов металлов. Чаще предпочтение отдается именно стальным моделям, они более прочные, по сравнению с теми же алюминиевыми и пластиковыми. При этом их цена на порядок выше, что вполне очевидно в силу высокого показателя прочности и продолжительности срока службы.Выбор винта для лодочного мотора

Существуют разновидности винтов по их шагу. В данном случае речь идет о расстоянии, преодолеваемом винтом за 1 оборот. Если шаг больше, то это положительно влияет на скорость. Если шаг меньше, то моторная лодка сможет увезти больше груза. Опять-таки важно помнить о параметрах самого двигателя, чтобы оптимально подобрать винт по данному показателю. Только так можно будет оснастить мотор винтом, который позволит ему работать с полной отдачей.

Предусмотрена классификация винтов по диаметру, который выражается в крайних точках окружности, создаваемой при вращении лопастей. Чем он больше, тем выше тяговые свойства двигателя. Этот параметр напрямую связан с дисковым отношением – соотношением общей площади лопастей и площади диаметра.

Особенностью конструкции является и количество лопастей. Их может быть от 2 до 5 штук. Более распространенными являются 3-хлопастные. Количество лопастей влияет на эффективность, плавность хода. Чем их больше, тем меньше скорость, но снижается уровень вибрации, вырастает тяга.

Винты отличаются по типу крепления. На моторы до 5 л.с. крепятся модели шпонкой на вал, которая при встрече с подводным препятствием берет удар на себя, тем самым, защищая винт, гребной вал. Винты на более мощные двигатели крепятся шлицевым видом креплений. При этом может быть несколько шлицев (чем больше, тем надежнее).

Размер имеет значение

Количество лопастей

Определившись с материалом, необходимо решить, какое количество лопастей станет для вас наиболее оптимальным. Это напрямую влияет на эффективность и плавность хода. Чем больше лопастей, тем меньше скорость, меньше вибрация и больше тяга.

Рис.: 3dwarehouse

Двухлопастные винты используются очень редко. Их область применения — это, как правило, болотоходы и электромоторы. Самые распространенные и оптимальные по своим свойствам — трехлопастные винты.

По мере увеличения площади упора увеличивается и площадь действия толкающих сил, и трение. Если нужна скорость налегке — выбирайте три лопасти. Это обеспечит вам высокий КПД, максимальную скорость и шанс, что, воткнувшись в песок, винт ляжет на две продольные лопасти, а третья будет торчать сверху, без повреждений.

Четырехлопастной винт считается грузовым, от него не стоит ждать максимальной скорости. Но зато более быстрый старт и уменьшение скорости выхода на глиссер вам обеспечены — и это хороший бонус для увлекающихся водными видами спорта. Очень важный момент, который часто становится решающим — большая площадь лопастей сэкономит расход топлива на крейсерском ходу. Благодаря четному числу расположенных друг напротив друга лопастей вибронагрузка снижается и ход лодки становится более плавным. Все эти плюсы актуальны, пока вы используете двигательную установку на 70–80% от полной мощности. Стоит достичь максимальной скорости — и четырехлопастной винт теряет все свои преимущества. Поэтому важно понимать, какую из ваших целей можно назвать первоочередной. Если вы — тягач, если вам не важна скорость и экономия топлива для вас — решающий фактор, то четыре лопасти в помощь. В остальных случаях лучше взять скоростной трехлопастной винт.

Диаметр винта

Также переменным значением является диаметр винта, измеряемый по внешнему краю лопастей. Чем больше диаметр — и, соответственно, площадь — тем выше тяговые свойства мотора, тем — как следствие — ниже скорость.

Форма лопастей тоже отличается разнообразием. Фото: kisspng

Самые часто встречающиеся: «круглое ухо» и эллипс, обеспечивающие оптимальное соотношение тяги и скорости. Для скоростных судов обычно ставят лопасти, сужающиеся к кончикам — такое строение уменьшает трение и увеличивает скорость перемещения легких судов. Для движения в заросших водоемах идеально подойдут косые винты, лопасти которых закручены по направлению движения и не имеют привычки накручивать водоросли.

Количество лопастей

Какой винт лучше для лодочного мотора?

Существует несколько вариантов лопастей, самыми простыми считаются варианты с 1 лопастью. Их можно купить в том случае, если вам не страшна небольшая вибрация при движении. Модели на 2 лопасти создают меньше вибрации и являются более эффективными.

Стоит понимать, что количество лопастей отражает эффективность движения, чем их больше — тем плавнее будет работа устройства. Если вы не хотите долго выбирать и изучать количество лопастей, выбирайте варианты на 3 лопасти — отличное решение со средними характеристиками.

Расчет винтового шага

Что бы рассчитать шаг винта, необходимо знать несколько параметров:

  • Посмотрите в документах на мотор предельное число оборотов для режима «полный газ». Стандартно это число не больше 5500 об/мин.
  • Теперь разгоните лодку до предельного значения на «полном газу».
  • Если показатели тахометра меньше, чем те, что прописаны в паспорте, зафиксируйте их как предельное число оборотов.

Например:

показатель значение (об/мин)
обороты двигателя по паспорту 5100 — 5300
максимальный показатель 5300
результаты опытного заезда 4300
несоответствие 100

Исходя из данных, что на 1 дюйм приходится примерно 200 оборотов в минуту, можно подсчитать, на сколько дюймов нужно уменьшить шаг:
1000 : 200 = 5.
Таким образом, уменьшение шага на 5 дюймов должно решить проблемы со скоростью.

Практика показывает, что обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Для каждой задачи необходима своя модель. Поэтому настоятельно рекомендуется брать с собой в путешествие запасной винт в полном комплекте.

На начальном этапе новоиспеченный владелец судна полностью полагается на винт, установленный производителем. И только с опытом приходит понимание, что, изменяя параметры веса и мощности, можно добиться оптимальной скорости хода при экономном расходе топлива. Поэтому рано или поздно перед владельцем встает дилемма: как выбрать винт, чтобы улучшить характеристики и не обновлять мотор полностью.

Величина шага.

Выбор винта для лодочного мотора

Это число обозначает, на какое расстояние переместится винт вперед, пройдя полный виток. Как правило, винты сопровождают маркировкой. К примеру, «10х15», что значит, что диаметр изделия составляет 10 дюймов, а его шаг равен 15 дюймам.

Выбор винта для лодочного мотора

Центральная ось называется «втулка». При помощи втулки винт отцентровывается по отношению к валу. Существуют модели моторов с выхлопными газами. Винт, рассчитанный на эти модели, имеет обойму, удерживающую лопасти.
Лопасти отвечают за создание тяги, выталкивая воду. Таким образом лодка движется вперед.

Геометрия лопасти

По форме лопасти отличаются большим разнообразием. Перечислим варианты, которые больше всего полюбились опытным владельцам судов.
«Круглое ухо» или эллиптические — самый популярный тип. Сочетание тяги и скорости здесь подобрано оптимально.
Если лопасть отходит прямо от втулки или даже перпендикулярно к ней, то такой гребной винт имеет нулевой гребок. Такая модель приподнимает нос над водой, который никак не хочет подниматься при глиссировании. Если плоскость лопасти наклонена от хвостовой кромки винта, то это, так называемый, сильный гребок. Высота подъема носа прямо пропорционально зависит от градуса наклона лопасти.
Серповидные или полусерповидные лопасти имеют прямую выходную кромку. Эта особенность позволяет при небольших оборотах сильно увеличить скорость.
Косые винты закручены в сторону вращения. Это оптимальный вариант для рыбалки на заросшем пруду, потому что водоросли не наматываются на винт.




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий